Москва-река с древних времен была судоходной магистралью

Москва-река с древних времен была судоходной магистралью, хотя и имела в этом отношении некоторые недостатки. О них знали не только русские, но и иностранцы, В «Записках: о московитских делах» С. Герберштейн еще в; 1525 г. писал: «…Плавание по реке (Москве) медленно и трудно, вследствие многих кругов, или излучин, которыми она изгибается; особенно заметно это между Москвою и городом Коломною». Нужно было улучшить судоходные качества реки Москвы. По этому вопросу существовало много всяких проектов. Среди них наиболее реальным и коренным образом решающим задачу был проект соединения бассейна Волги с бассейном Москвы-реки. В 1560 г., по указанию Ивана Грозного, делались попытки соорудить судоходные каналы между Московско-Волжским и Северо-Двинским речными бассейнами. Более 150 лет спустя, в связи с переносом столицы к берегам Невы, остро встал вопрос о перевозке в Петербург огромного количества всевозможных грузов. Хороших дорог туда не было, кроме старинной дороги через Новгород Великий. Поэтому Петр I решил использовать реки, соединив их каналами. Он прекрасно понимал огромное значение водных путей для России и учитывал необходимость непрерывной водной связи между отдельными речными бассейнами. Петр I , как пишет историк В. О. Ключевский, «с удивительной силой внимания изучал эту единственную в мире сеть, какую природа дала русской торговле в бассейнах русских рек. В уме Петра много лет складывался великолепный план канализации этих столь остроумно расчерченных природой бассейнов». Речь шла о том, чтобы обеспечить прямое сообщение Петербурга не только с Волжской, но и с Москворецкой водной системой. Для этого уже в 1704 г. были начаты работы по соединению Тверцы (левый приток Волги) с Метой. Эти работы проводились под личным руководством Петра I , который сам прошел пешком всю судоходную часть Цны и те места, где нужно было рыть канал из нее в Тверцу. В половодье Цна судоходна. После Вышнего Волочка она впадает в озеро Мстино, из которого вытекает река Мета. Исток Тверцы в то время был удален от берегов Цны на 260 м. На земляные работы было направлено 6 тыс. человек, которые и прорыли канал длиной 2 934 м. В 1708 г. он был окончен, и волжские суда пошли в Петербург. В 1719 г. новгородский купец Михаил о Сердюков просил Петра I разрешить ему продолжить работы на Вышневолоцкой системе за свой счет. За это он хотел получить право взимать с судов, идущих по каналу, от 4 до 16 коп. и рубить лес вдоль рек этой системы на расстоянии 50 сажен от берега. Получив разрешение, Сердюков в 1719 г. приступил к работам и закончил их в 1722 г. Река Шлина была пущена в Цну через озера тремя ступенями: первая — из Шлины в Ключинекое озеро, вторая — из Ключинского озера в Городолюбское и третьи—из него в Цну. Однако воды не хватало, и барки часто стояли в ожидании, когда она накопится. Чтобы устранить этот недостаток, Сердюков устроил на Цне заводскую плотину и накопил достаточно воды для нормального судоходства. Итак, к 1722 г. была построена первая наша искусственная водная система — Вышневолоцкая, связавшая хлебородное Поволжье с новой столицей. Затем у Петра I возникла мысль продолжить эту систему до Москвы и тем самым устранить существовавшие переволоки грузов от древней столицы к Шошинской и Рогачевской пристаням (Шошинская пристань — в селе Городище, при устье реки Шонщ Рогачевская — на реке Сестре, в 90 км от Москвы). В связи с этим он решил воспользоваться чрезвычайно благоприятным географическим положением Дубно-Сестринской водной системы. В апреле 1722 г. Петр I поручил полковнику В. И. Геннииу «осмотреть от Москвы или от Яузы рек… и что по осмотру явится, о том учинить чертеж». В результате произведенных изысканий В. И. Геннин составил четыре варианта трассы, «где быть с Москвы прямо в Волгу реку водяной коммуникации». Однако постройка водного пути из Москвы-реки в Волгу была отложена Петром I : очевидно, он учел мнение составителя проекта, что «сия работа будет зело велика» и «лучше первая остуда без убытка, нежели последняя с великим убытком». В самом деле, при крайне слабой технике времени Петра I для преодоления возвышенностей можно было строить шлюзы с напором, не Превышающим 2 л, а это требовало устройства более сотни шлюзов при любом варианте пути и необычайно снижало его пропускную способность (теперь шлюз пропускает суда в течение 30—45 минут, а тогда на это приходилось затрачивать значительно больше времени). Лишь в 1824 г., более 100 лет спустя, снова вспомнили о проекте В. И. Геннина. Н
а этот раз решено было продлить Тихвинскую систему судоходства до Москвы для доставки строительных материалов к месту сооружения храма Христа Спасителя на Воробьевых горах. С устройством этой системы водный путь между Москвой и Петербургом сокращался более чем на 1 000 км. Работы были начаты в 1825 г., но сильно затянулись и были окончены, да и то не полностью, лишь в 1850 г. Сооружали систему полки 16-й дивизии и 3 тыс. крепостных крестьян, принадлежавших строившемуся храму Христа Спасителя. Кроме того, казной было затрачено на это дело около 7 млн. руб. ассигнациями. Для окончания работ требовалось еще 3 млн. руб. серебром, но правительство не отпустило их, так как не было уверено, что по этой водной системе, кроме леса, пойдут и другие грузы. На строительстве был выполнен значительный объем работ. Прорыт канал между реками Сестрой и Истрой длиной около 9 км. На обеих этих реках устроены спрямляющие прокопы общей длиной около 66 км. В раздельном пункте у озера Гущино реку Сестру преградила земляная плотина длиной около 2 км, поднявшая уровень воды на 6 ж и образовавшая водохранилище с площадью водного зеркала 700 га. Вода этого хранилища, называемого теперь Сенежским озером, целиком покрыла озеро Гущино и затопила болотистое русло рек Сестры и Мазихи в месте их слияния. Ныне существующее Сенежское озеро — на 90% искусственный водоем. На всем водном пути, общим протяжением около 220 км, был построен 41 каменный шлюз таких же размеров, как и тихвинские (напор около 2 м), в том числе на реке Истре— 13 и на реке Сестре — 20.



Метки: берег, водный, гора, город, граф, каменный, канал, мост, мыс, петербург, петр, плавание, плотина, проект, река, ров, рог, русло, север, система, устье, храм, храма

Посмотрите еще:


Послать ссылку другу по ICQ, Skype или E-Mail:


Разместить линк у себя на ресурсе:


На любом форуме в своем сообщении:


Дата: Суббота, 16 января 2010 г. в 22:01
Постоянная ссылка: Москва-река с древних времен была судоходной магистралью.
Вы можете проследить за этой новостью с помощью RSS 2.0.

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться для отправки комментария.